Курорты Индии – Ламаюру

ламаюру
02.09.2019

В Ламаюру – маленькую деревеньку в Верхнем Тибете – едут со всего мира. Тут можно встретить русских, англичан, американцев, израильтян. Какая сила влет сюда всех этих людей? Ведь здесь нет шикарных отелей, дорогих ресторанов и дискотек, а дорога трудна и опасна. И все же Ламаюру – одно из самых посещаемых мест Индии.

Только самолетом можно долететь

Мало в мире стран, где так причудливо, как в Индии перемешаны народы, языки, культуры, религии. Штат Джамму и Кашмир находится на самом севере страны. Его жители совершенно не похожи на индийцев с юга. Для того, чтоб посетить один из местных буддистских монастырей, придется перенестись на другую, не похожую на все, что вы видели до сих пор, планету.

Если задумали увидеть Ламаюру, сначала нужно попасть в Лех. Это столица административного округа Ладакх, к которому относится Ламаюру. Лех расположен в 434 км от Сринагара (столица штата – более 10ти миллионов человек) и в 1074 км от столицы Индии. Ежедневно в аэропорту (11-ть километров от города) приземляются рейсы «Дели – Лех».

Есть некоторые особенности, которые полезно знать, если вы собрались лететь сюда. В аэропорту Леха действуют повышенные меры безопасности. Все вещи, даже ручную кладь, надо сдавать в багаж. Есть и запрещенные для ввоза предметы– шали из шерсти высокогорных тибетских антилоп. Сами того не зная, купите такую роскошную вещь у местных жителей, и можете оказаться в большой неприятности. Правительство Индии запретило делать такие шали. А ввоз и хранение их у себя считаются серьезными правонарушениями.

Дорога Лех — Ламаюру

В округе Ладакх, что занимает долину священного Инда, автобусное движение хорошо развито. Кроме самолетов в Лех можно приехать на государственных или частных автобусах из Манали (штат Химчал – Прадеш) или Сринагара (штат Джамму и Кашмир). Так как расстояния здесь сродни российским, а плотность населения всего Тибета – очень и очень не велика, то ехать придется долго.

Автобусы уходят утром и находятся в пути весь день, ночуют в одном из городков на трассе, и на следующий день – прибывают в Лех. Дорога Манали — Лех одна из самых красивых высокогорных дорог мира. Ее высота над уровнем моря – от 3978 до 5325 метров.

Ламаюру

Но, как же, из Леха попасть в Ламаюру? Все также – на автобусе. Они ходят ежедневно – два раза в день, отправляясь с центральной городской автостанции. Сто двадцать километров пути, что отделяют эти два населенных пункта друг от друга, автобус преодолеет за шесть часов.

Билет стоит 120 рупий. Можно также договориться с местным жителем и добраться до деревни на джипе. Услуга будет стоить несколько дороже, но зато выиграете в скорости. Дорога проходит среди Гималаев умопомрачительным серпантином. Все местные водители – асы экстремального вождения. А туристы получают изрядный впрыск адреналина в кровь, когда автобус зависает над пропастью или петляет из одного глухого поворота в другой.

Движение по дороге открыто с начала июня до середины октября. В остальное время регулярное транспортное движение затухает. Наступает время снегопадов и оползней. Деревни по нескольку месяцев отрезаны от «Большой земли».

Когда цветут абрикосы

Ладакх переводится как Страна Высоких Перевалов. Когда попадете в Ламаюру, прочувствуете это в полной мере. Дома деревушки бесстрашно карабкаются по уступам гор. Но выше домов – старая гомпа (монастырь). Над ней – космическое небо. А вокруг – Гималаи. Пики снежных перевалов цепляют быстрые облака.

Художник и философ, неутомимый искатель Шамбалы – Николай Рерих сказал: «Те, кто строил Ламаюру…знали, что такое истинная красота и бесстрашие». Иногда пейзажи долины Ладакха и Ламаюру называют лунными. Особенно красиво здесь весной. Когда зацветают абрикосовые деревья, вербы. Улочки засыпаны нежными лепестками.

Вблизи Ламаюру зеленеют заплатки ячменных полей и тянутся к небу тонкие тополя. Главный Гималайский хребет не дает сюда проникнуть теплым потокам воздуха. Климат здесь сухой и холодный, с минимальной влажностью. Поэтому, даже летом температура не поднимается выше 20ти градусов. А ночи холодны.

Суровые зимы – до -40, могут выдержать только местные жители. Но за те несколько месяцев, что действует дорога, здесь успеют побывать десятки тысяч человек. Туризм – одна из трех основных статей дохода штата. И монастырь Ламаюру вносит в общую копилку его значительную часть.

Основал святой

Название деревне дал монастырь, построенный на горе. Это одно из ранних буддистских сооружений. Начало строительства относится к 10-11 веку. Основал монастырь святой отшельник Наропа, который несколько лет провел, медитируя в пещере. Она сохранилась до наших дней. Спустя какое-то время Наропа закончил медитировать и основал монастырь нового течения буддизма. В переводе с местного языка оно называется «Красные шапки».

Ламаюру

Действительно, головные уборы здешних монахов – из красного войлока, по форме напоминают гребни. Но долгое время монастырь и приютившаяся рядом с ним деревня не имели названия. Пока однажды ячменное поле не обрело форму креста – свастики.

Поэтому Ламаюру означает не что иное как «свастика» (в местном варианте звучит как «Юнгдрун»). Это один из крупнейших древних монастырей округа Ладакх. Вход на территорию – 20 рупий. Прежде чем войти, нужно обязательно разуться. Внутри – красные колонны, много искусной резьбы по дереву, едва сохранившиеся фрески 12 века.

Пускают к ним не во все дни. В гомпе постоянно живут около тридцати монахов. У каждого – мобильный телефон. При гомпе находится гостиница для паломников и гостей, (в комнатах – горячая вода), ресторан. Проживание в ней дороже, чем в деревенских гестхаузах – 15 – 25 долларов.

Гималайский сервис

Под горой, на которой стоит гомпа, разместилось несколько гостевых домов. Лучший из них – Dragon. Проживание здесь обойдется в 200 – 300 рупий. Только в этом гестхаузе установлен бойлер, поэтому можно принять горячий душ. В остальных – лишь холодная вода. При Dragon – лучший в округе ресторан. В меню к блюдам даны описания на английском языке. Такое увидишь не в каждом заведении округа.

Ладакхская кухня очень похожа на тибетскую. Простые, но вкусные блюда. Похлебка из лапши (часто яичной), с луком, помидорами и капустой, зеленым горошком и фаршированным мясом – это тхукла. Момо – что-то вроде бурятских поз или наших пельменей. Начинку делают из мяса яка или баранины.

Рядом с Dragon есть и другие гестхаузы. Их владельцы – семейные пары. Подкупает доброжелательное и ненавязчивое отношение ламаюрцев к приезжим. Они приветливы, но полны достоинства.

Мистерия масок

Населяют Ламаюру арии – народность тибетского происхождения, как и в большинстве районов Ладакха. Внешне они совершенно не похожи на рослых индийцев – южан. Раскосые глаза, средний и ниже рост, сухощавые, словно прокаленные ветром и солнцем, люди. В штате Джамму и Кашмир – основная часть жителей исповедует ислам. Буддисты составляют всего один процент населения. И почти половина из них живут в Ладакхской долине. А буддистские монастыри – главная достопримечательность, привлекающая сюда туристов со всех уголков мира.

Особенно много их приезжает в июле. Ежегодно в Ламаюре в этом месяце проходит большой трехдневный фестиваль – Юру Кабгьят. Увидеть мистерию с масками и танцами, съезжаются гости со всего штата. И, конечно, все буддистские монахи округа. Главный гость фестиваля – Ламу. Он подробно рассказывает о тибетской технике умирания, открывает таинства медитации.

На эти сеансы собирается множество людей. Другие стремятся увидеть мистерию. Непостижимым образом она не превратилась в шоу для развлечения туристов, а сохранила свой древний сакральный смысл. Гневные и ужасные демоны воюют с хорошими божествами. В итоге, добро торжествует.

Ламаюру

Пантомиму масок сопровождает ритм барабанов (даммару) и звучание огромных труб (дунченами). В роли демонов и божеств заняты монахи в древних (и очень тяжелых) деревянных масках. Они считаются священными и передаются из поколения в поколение. Каждая из них сложна своим символическим смыслом. У гневных и злых демонов на масках черепа. У главных представителей добра – три глаза.

Костюмы участников сшиты из дорогого шелка и пари. Сверху них — четки, скрепленные особым медальоном. Непременный персонаж этого действа – Белый Старец. При жизни н был сильнейшим шаманом. Канонизирован в буддизме после своей смерти. Старца любят взрослее и дети. Он щедро раздает детворе сладости. Всячески мешает демонам и богам, вмешиваясь в их сражения. Все это сильно смешит зрителей. Еще одно зрелище фестиваля, которое стоит увидеть — народный танец.

Головные уборы женщин сплошь покрыты крупными камнями бирюзы, на шее и руках – украшения из кораллов и серебра. Одеяния мужчин более скромные. Они одеты в длинные темные плащи из шерсти, подпоясанные яркими кушаками. За поясом у каждого, как правило, находится огниво и кресало. Спички в этих местах – дефицит. А старинное средство надежно и всегда под рукой.

Праздник Юру Кабгьят – главное событие культурной и духовной жизни Ламаюру. Но пройдет короткое лето. Уедут туристы, опустеет деревня, не останется в ней чужих людей. А жители также будут собираться на главной площади. Обсуждать местные новости, а потом, подолгу станут молча смотреть на горы. Где до сих пор, как они верят, живут могущественнее боги.

Источник