История индийской йоги
Йога – следствие преодоления противоречивости, обретение абсолютной истины, гармонии с самим собой и окружающим миром.
Изучение йоги ведёт к познанию истинности души, которую невозможно понять лишь при помощи интеллекта. Изучая функции своего организма и ума, человек обретает свободу духа. Индийская йога – это, прежде всего, философия, образ жизни.
Индийская йога Исторические факты
За много лет до нашей эры у истоков Ганга начала зарождаться культура индо-арийцев. В период с 15 по 6 века до н.э. в Индии были составлены Веды – священные писания местных мудрецов. А спустя некоторое время возникли комментарии к ним – Упанишады.
Благодаря Ведам и Упанишадам в Индии активно развивались различные философские течения и системы. Появилось 6 философских школ, одной из которых стала школа йоги. Основоположником учения о йоге как самостоятельной системы считается индийский мудрец Патанджали. Он объединил данные Вед и Упанишад в своём труде «Йога-сутры».
Патанджали обозначил йогу как умение контролировать колебания ума и эго. А для того, чтобы добиться полного успокоения и нирваны, колебания должны быть искоренены.
В йоге применяется термин «чита», означающий сознание и включающий в себя интеллект, разум и эго. Сознание – своеобразный мост, соединяющий тело и душу, физическое и духовное. Сознание, направленное к духовному, достигает своей конечной цели. Физическое и духовное начала как бы состязаются в борьбе за сознание. Исход этой борьбы зависит от того, какая гуна преобладает в том или ином состоянии – саттва, раджо или тамо.
Саттва – гуна благости. Её преобладание делает человека просветлённым и спокойным. Раджо – гуна страсти. Характеризуется активностью, напряжением, энергичностью. Тамо – гуна невежества. Повергает человека в уныние, апатию и инертность.
При слове «йога» у разных людей возникают разные образы. Неизбежны ассоциации с отшельниками, посыпанными пеплом, ходящих по стеклу или сидящих в позе «лотоса» на гвоздях. Но всё далеко не так тривиально, как кажется.
Слово «йога» в переводе с санскритского «йюдж» означает «слиться», «объединиться». Йога – следствие преодоления противоречивости, обретение абсолютной истины, гармонии с самим собой и окружающим миром. Изучение йоги ведёт к познанию истинности души, которую невозможно понять лишь при помощи интеллекта.
Изучая функции своего организма и ума, человек обретает свободу духа. Индийская йога – это, прежде всего, философия, образ жизни.
Индийская йога учит приобретать знания путём собственных наблюдений и пережитого опыта. Занимаясь упражнениями йоги, люди приобретают физическое здоровье, крепость и силу духа.
Ступени индийской йоги
В «Йога-сутрах» Патанджали выделил 8 ступеней йоги:
1. Яма – дисциплина своего поведения по отношению к окружающим
2. Нияма – самодисциплина
3. Асана – изучение поз для физических упражнений
4. Пранаяма – контроль дыхания
5. Патьяхара – контроль желаний и дисциплина чувств
6. Дхарана – концентация внимания
7. Дхъяна – медитирование
8. Самадхи – реализация своего «я»
Все эти этапы взаимосвязаны и призваны дополнять друг друга, чтобы привести к единой цели.
Люди, которым неинтересен духовный аспект йоги, могут обратиться к её оздоровительной силе, заключённой в физических упражнениях. Йога даёт возможности выразить себя любому, независимо от религиозных убеждений.
Направления индийской йоги
Индийская йога имеет несколько направлений: хатха-йога (развитие физиологических функций человеческого организма, раджа-йога (развитие высших психических функций), карма-йога (йога, пропагандирующая бескорыстную полезную деятельность), крийя-йога (моральное и ментальное очищение, исправление недостатков), бхакти-йога (религиозного направления йога, основанная на поклонении богам), надо-йога (использование определённых звуков, мантр), тантра-йога (достижение гармонии между противоположностями).
Все направления йоги так или иначе пересекаются, поэтому практикуется универсальный вид йоги, включающий в себя элементы всех направлений – пурна-йогу.
Хатха-йога
Большинство людей, увлекающихся йогой, преследуют основной целью физическое совершенствование, а не укрепление духа, поэтому самой популярной стало направление «хатха-йога». «Хатха» переводится как сила, принуждение, борьба с волей. И действительно, чтобы добиться высоких результатов, нужно соблюдать жёсткую дисциплину.
Не стоит рассчитаывать на то, что овладение хатха-йогой – процесс быстрый. Для достижения эффекта нужны годы упорной методической работы. Слово «хатха» — это соединение двух слогов «ха» и «тха».
Первый слог переводится как «Солнце», а второй – «Луна». Солнце является символом процессов возбуждения, согревания, пробуждения энергии. Луна символизирует процессы торможения, успокоения, охлаждения.
Человеческое тело, согласно философии йоги, делится на 2 части: правую, символизирующую Солнце, и левую, символизирующую Луну. Обе части составляют целое, а «хатха» является символом единства и борьбы противоположного в человеке.
В идеале философии хатха-йоги, человек должен иметь абсолютно здоровые тело и дух, уметь защищаться от неблагоприятных внешних и внутренних факторов, владеть своим телом и разумом в совершенстве, мгновенно реагировать и пресекать внешние раздражители.
Школы йоги
Йога доступна каждому человеку, находящемуся в здравом уме. Ничто не может остановить человека в освоении этой дисциплины – ни профессия, ни вероисповедание, ни принадлежность к той или иной социальной группе, ни национальность, ни возраст. Целью её является последовательное развитие качеств организма, позволяющих осознать действительность и утвердить самосознание.
Достичь целей йоги можно только последовательно, не торопясь, проходя все этапы без исключения. Существует 8 ступеней йоги, которые составляют так называемый «восьмеричный путь». Обучают премудростям йоги по специальным методикам.
Самой популярной во всём мире считается школа Беллура Айенгара. Айенгар в возрасте 93 лёт до сих пор занимается преподавательской деятельностью в собственной школе в Пуне. Особое внимание в учении Айенгара уделяется позам йоги, асанам, и их безупречной отработке.
Каждая мелочь имеет значение, даже такие детали, как правильная постановка пальцев или скорость поворота головы. Большое значение уделяется также терапии при помощи йоги.
Второй по популярности идёт аштанга-йога. Основателем данной школы стал Шри Кришна Паттабхи Джойс, который до самой смерти преподавал в Майсоре. Эта школа йоги подходит сильным, выносливым и физически здоровым людям. Отличительной особенностью данной школы является связка асан виньясами.
Виньясы разогревают тело, подготавливают для дальнейших упражнений, очищают. В аштанга-йоге используется специальное дыхание – уджайи. Оно обеспечивает лёгкие необходимой концентрацией кислорода.
Школа Дхиренды Брахмачарьи, расположенная в городе Дели, славится использованием динамических практик Сукшма-вьяама и Стула-вьяама. Это динамичные движения головой, руками, ногами, активные наклоны, приседания. В этой практике используют задержки во время вдоха.
Асаны выполняются в статичных позах с длительной выдержкой. Такие методы способствуют проработке сердечнососудистой системы и рефлексогенных зон.
Свами Шивананда основал школу йоги Шивананда ещё в 1887 году. Его практика объединяет использование техник хатха йоги, асан, пранаям, медитации; методики джняна-йоги, карма-йоги, бхакти-йоги, раджа-йоги. Школа Шивананды достаточно лояльна к своим ученикам. Им предоставляется выбрать те методы, которые больше всего подходят конкретному человеку.
Основатель Бихарской школы, Свами Сатьянанда Сарасвати, предлагает вниманию практикующих небольшой объём щадящих асан, очистительных процедур, пранаям, наиболее всего способствующих лечебным целям. Особый интерес вызывает практика Сатьянанды под названием йога-нидра.
Это последовательное, происходящее по заданной схеме, направление внимания на различные участки тела. Целью йога-нидры является полноценное осознание и принятие своего тела.
Шадоу-йога, основанная Шандором Ремете в 1946 году, основное внимание уделяет внутреннему пониманию и осознанию учеником того, что он практикует. В этой школе очень тщательно прорабатывается дыхание. Шадоу-йга рекомендуется уже опытным практикам, для более полного самосознания практики.
При выборе той или иной школы йоги рекомендуют учитывать не только предпочтения, но и конституцию, темперамент, физическое состояние человека.
Так, людям с капха-конституцией (спокойным, неторопливым), стоит выбрать, напротив, динамичную практику. Людям же с вата-конституцией (активным и легко возбудимым) советуют уравновешивающую статическую практику.