Достопримечательности Индии — Шраванабелагола

шраванабелагола
14.04.2020

Шраванабелагола («бел» — белый, «гола» — озеро) — город белого озера, под которым подразумевается удивительно красивый пруд в центральной части города.

Шраванабелагола расположен в округе Хассан штата Карнатака, в 158 км от города Бангалора. Город белого озера — это одно из самых важных и главных мест паломничества джайнов (последователей джайнизма) в Индии.

Кульминация расцвета города, когда было создано большинство великолепных архитектурных памятников и скульптурных композиций, пришлась на период царствования династии Западных Гангов (древнеиндийские цари, правившие в Карнатаке с IV по XI век) из Талакада.

Общая информация о «Шраванабелагола»

Есть несколько интерпретаций, объясняющих название города. По одной из версий Шраванабелагола — это монах, возвышающийся над вершиной холма, по другой — город белого озера. Обе версии красивые и имеют полное право на существование.

Шраванабелагола находится в 49 километрах на юго-запад от города Хасана, главного города одноименного округа индийского штата Карнатака. В 103 километрах к югу от Шраванабелагола расположен город Майсур, а в 158 километрах на восток — Бангалор.

Город Шраванабелагола раскинулся у подножий двух известнейших в Индии холмов, Виндьягири и Чиккабетта (Чандрагири), являющихся священными местами для джайнов. На одном из священных холмов в непосредственной близости от города находится возвышающаяся фигура, Гоматешвара — каменное изваяние джайнского святого Бахубали, установленная в X веке. Высота статуи достигает практически 18 метров, и она считается самой высокой в мире монолитной каменной скульптурой.

В Шраванабелаголе кроме статуи Гоматешвары также находятся важные джайнистские храмы школы Дигамбара. На холме Чандрагири стоит храм Чандрагупта Басти, построенный внуком императора Чандрагупта Маурья — императором Ашокой. Ашока посвятил этот храм своему деду.

Храмы Шраванабелагола, такие как Бхандари Басти (самый большой храм города) возведенный в стиле хойсала и как Чандранатха Басти с сохранившимися миниатюрами джайнистских историй, могли бы украсить любой город на свете.

История «Шраванабелагола»

Про достопримечательности Шраванабелагола повествует множество легенд. Например, в легенде о статуе Гоматешвары рассказывается, о том, что у царя Адинатха (Ришабхадевы или Вришабхадев), первейшего тиртханкара джайнов, было два сына — Бахубали и Бхарата. Братья, оспаривая право наследования царства, воинственно соперничали между собой. Бахубали, почти захватив трон, осознал всю ничтожность борьбы и отрёкся от трона. Ради достижения просветления он удалился в лес и оставил всё материальное.

Шраванабелагола

Чамундарая, военачальник царя Раджамаллы IV из династии Гангов (покровительствовали джайнизму), посетил Шраванабелаголу в поисках статуи Гоматешвары. Не найдя ее, полководец решил в 981 году создать статую заново, доверив кропотливую работу скульптору Ариштанеми. Для определения места для памятника, Чамундарая выпустил стрелу с холма Чандрагири в сторону Виндхьягири. Там, где упала стрела, теперь находится статуя. В основании статуи сохранилась историческая надпись Чамундараи.

Согласно другой легенде, о холме Чандрагири, считается, что именно в Шраванабелаголе Чандрагупта, император династии Маурья, отрекся от мирских удовольствий. Кстати с его именем связно появление джайнизма на юге Индии. Чандрагупта взошел на один из холмов вместе с гуру Бхадрабаху Свами. В пещере на холме они совершали аскезы, готовясь к покиданию этого мира.

В благоприятное время гуру прибег к сантхаре (ритуал отказа от пищи). Чандрагупта впоследствии воспользовался примером гуру и воздерживался от пищи до тех пор, пока не умер. Холм был назван в его честь — Чандрагири. Внук Чандрагупты, император Ашока, воздвигнул на холме храм Чандрагупта Басти, посвятив его своему знаменитому деду.

Культурное (либо религиозное) значение «Шраванабелагола»

Юг Индии очень интересен и своеобразен. Он сохранил многогранную и самобытную многовековую культуру. И Шраванабелагола не является здесь исключением.

Шраванабелагола был основан благодаря династии Западных Гангов, покровительствовавших джайнизму. Хотя их государство не отличалось огромными территориями, но его вклад в культуру и литературу южной Индии был весьма существенным. Династия отличалась лояльностью к различным вероисповеданиям.

Правители этой династии оказывали покровительство искусству, что неизбежно привело к расцвету литературы. В эпоху Гангов были написаны многочисленные произведения разной тематики — от книг по религии до книг о слонах. Одним из главных литературных шедевров, написанных в тот период, является «Чавундарая-пурана».

Ну и конечно не стоит забывать о святых для всех джайнов местах, куда и устремляются тысячи тысячи паломников со всего света, которые считают Карнатаку, а конкретно Шраванабелаголу, колыбелью джайнизма.

Впоследствии по этим святым джайнским (кстати, джайн означает — победитель) местам прошла эпоха вишнуизма. Последователи Рамануджи внесли в памятники много изменений. Сегодня можно видеть, как всё это вместе органично уживается.

Текущее состояние «Шраванабелагола»

Шраванабелагола, как и все другие джайнские памятники, дошедшие до нашего времени, находится в довольно приличном состоянии.

Шраванабелагола

Здесь можно подняться на вершину Чандрагири по высеченным в камне ступеням холма, предварительно разувшись. Обувь лучше всего оставить внизу лестницы, у смотрителя. Отсюда открывается великолепный вид на соседний холм Виндхьягири и прилегающие окрестности.

Но, безусловно, самым интересным событием является церемония Махамастакабхишека, проводимая раз в двенадцать лет. Кстати следующая церемония состоится в 2018 году. Церемония заключается в ритуальном омовении статуи Гоматешвары, но этому обязательно предшествует расчет благоприятного сочетания определенных планет. Махамастакабхишека проходит в течение нескольких дней, достигая своего апогея в последнее утро. Перед статуей, на усыпанную рисом землю в виде мандалы (священная диаграмма), устанавливают 1008 калашей (сосуды с водой освобождения).

Несколько джайнских жрецов взбираются, на специально воздвигнутые вокруг Гоматешвары леса, чтобы осуществить ритуал омовения статуи молоком и очищенным топленым маслом. Первое омовение завершается вознесением гимнов. Далее, под пение священных текстов сопровождаемое музыкой храмовых музыкантов, сотни жрецов подымаются по лесам, чтобы омыть Гоматешвару специальной жидкостью. Священная жидкость включает в свой состав воду из священных рек, молоко, тростниковый сок, сандаловую пасту и шафран. В конце церемонии статуя посыпается драгоценными камнями и цветами.

Где находится «Шраванабелагола»

Устремляя свой взор на юг Индии — в Карнатаку, а именно в Шраванабелаголу нужно четко представлять, что посещение Хассана просто неизбежно, а по сути, будет интересно. Так же стоит осмотреть достопримечательности Халебида и Белура.

Хассан — южно индийский город, являющийся административным центром одноименного района, лежит посредине между Мангалором и Бангалором. Он интересен древними индуистскими храмовыми ансамблями, возведенными во время царствования династий Гангов, Чола и Хойсала.

Небольшой городок Халебид расположился в 32 км на северо-запад от Хассана. Халебид (Покинутая столица) был столицей империи Хойсала. В старинном Халебиде уцелели два прекрасных храма, покрытых искусной резьбой — Хойсалешвара и Кедарешвара. Они считаются лучшими образцами древнеиндийской архитектуры.

Белур не большой городок, прославившийся храмом, включенным в реестр ЮНЕСКО. Белур, как и Халебид в свое время (11-12 век) являлся имперской столицей. В этот период появился главный храм Белура, а ныне его главная достопримечательность — Ченнакешава (Chennakeshava). На возведение храма потребовалось 103 года. Ченнакешава посвящен Кришне и принадлежит культу к вишнуитов.

Как добраться до «Шраванабелагола»

Нет проблем, чтобы добраться в Шраванабелаголу из округа Гоа. Можно воспользоваться авиатранспортом или железнодорожным. Ближайший к Шраванабелаголе аэропорт — Бангалор, а ближайшая узловая железнодорожная станция — Хассан.

Шраванабелагола

Чтобы посетить Шраванабелаголу, Халебид и Белур — воспользуйтесь туристическим маршрутом на муниципальном автобусе, отправляющемся из города Бангалора.

Если выбор пал на Хасан, то воспользуйтесь автобусом (десять автобусов в день с восьми утра) до Халебида, далее в Белур. Из Белура последний автобус отправляется обратно в Хасан в 18.15 по местному времени. На следующий день так же автобусом до Шраванабелаголы и обратно.

5/5 - (1 голос)