Достопримечательности Индии – Аджанта

аджанта
02.03.2019

Уникальной энциклопедией является живопись Аджанты (Ajanta), расположенная в пещерах. В них представлены рассказы о народе, населявших Индию и о важных моментах истории.

Из разных уголков о чем-то повествуют, танцуют и призывают к празднику за собой люди, Боги, цветы, животные. Эти яркие послания буддистских мастеров, будто бы говорят о том, что жизнь – бесценна, что люди, животные, Боги, земля и небо взаимосвязаны между собой.

Общая информация об Аджанте

Знаменитость Аджанте принесли ее великолепные росписи, которые сохранились до наших дней благодаря своей отдаленности и уединенности (другие древние храмы были разрушены религиозными фанатиками в 13 веке). Комплекс представляет собой утес в виде подковы, с размещением в нем на разных уровнях 29 пещер, нумерация которых идет с востока на запад.

Сама скала представляет собой мощную базальтовую породу, полукругом охватывающая изгиб реки Вагхора (Waghora). В настоящее время пещеры соединены между собой террасой, но изначально у каждой из них был отдельный спуск к реке.

Со смотровой площадки открывается превосходный вид на всю территорию Аджанты, увидев эту естественную красоту, становится ясно, почему монахи выбрали это место, как укрытие от религиозного преследования.

Пещеры делятся на два типа по своему предназначению: молельня (чатия) и обитель (вихара). Первыми были созданы пещеры-молельни: восьмигранные каменные опоры или два ряда колонн, у задней стены находится чатия (символ поклонения). Покрытые росписями колонны украшают входы в пещеры и поддерживают потолок.

Здесь хранится много шедевров буддистского искусства. Красочные статуи и фрески, на которых изображены сцены из повседневной жизни, содержат надписи о принцах и правителях. Пещеры использовались буддистскими отшельниками, как молитвенные залы.

По сей день остается загадкой, как древние мастера работали в кромешной темноте, создавая высокохудожественные формы. Ученые установили, что художники, расписывающие храмы, не были монахами, скорей всего это нанятые профессионалы, которые соблюдали правила древнего трактата о живописи «Читрасутра».

К сожалению, время и климат не сыграло на пользу, дождевая вода проникала в пещеры и, поэтому приблизительно на полтора метра от пола полностью отвалился грунт, выше фрески повреждены дикими голубями, летучими мышами и пчелами. Из 39 пещер фрагменты древней живописи сохранились только в 13.

С 1983 года комплекс Аджанта включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Аджанта

История Аджанты

Храмы Аджанты высекались в скалах на протяжении нескольких столетий. По всей вероятности монахам понравилось это место, благодарю своему безлюдью и живописности, оба эти фактора способствовали творческому вдохновению.

Пещеры тогда находились вдали от городов, но в тоже время на торговых путях, монахи поддерживали путешественников, которые в свою очередь разнесли славу по азиатскому миру. Живопись Аджанты повлияла за пределами Индии на создание фресок Дальнего Востока и Центральной Азии.

Основные стенописи относятся к эпохе Гуптов, при правлении местной династии Чалукья. Лучшие из росписей были выполнены в пятом веке при правителе центральной Индии – Харишене. После его смерти строительство замедлилось, а в 13 веке, когда буддизм потерял свое значение, монахи покинули Аджанту.

Пещеры неожиданно оказались заброшены, до той поры, пока в 1829 году их случайно не открыл английский солдат, охотившийся в окрестностях. Он встретил мальчика, который пас овец, тот позвал охотника посмотреть «что-то очень интересное» и привел к пещерам. За время того, пока долина была безлюдной, муссонные ливни скрыли многие входы.

В 1843 Джеймс Фергюссон представил свое описание пещер. Он считает, что изначально все стены были покрыты росписями, которые позже погибли. Уникальные стенописи не вполне схожи по художественному качеству, а это значит, что были сделаны разными мастерами.

Описание Сюань Цзана показывает, что монастырских помещений в 7 веке было гораздо больше: яруса пещер, помещения на вершине со статуей Будды. Скорей всего все это было уничтожено обвалами скал и другими стихийными бедствиями. Современные пещеры, это часть архитектурного ансамбля, которые сохранились в темном ущелье. Департамент археологии Индии с 1920 года начинал предпринимать меры по сохранению фресок.

Культурное и религиозное значение Аджанты

Наиболее полная живопись сохранилась всего в девяти пещерах, под номерами: 1, 2, 9, 10, 11, 16, 17, 19 и 21. Небольшое разнообразие красок, но очень интересное их сочетание, в общем, преобладает коричнево-оранжевый оттенок. Все росписи можно разделить на декоративно-орнаментальные и жанровые, а также встречаются изображения отдельных фигур.

Многие картины являются иллюстрацией к буддийским легендам. Наряду с изображениями Будды существуют удивительно правдивые росписи, показывающие сцены из жизни Древней Индии. Эти изображение позволяют узнать городскую архитектуру той поры, которая безвозвратно утеряна.

Аджанта

Объемы росписей просто удивительны, в подземных залах живопись занимает тысячи квадратных метров, расписаны стены, потолки и даже колонны. Индийский мастера стремились перенести в этот подземный мир все разнообразие и богатство внешнего мира.

Каждый сантиметр заполнен деревьями, животными, людьми, сказочными существами с человеческим торсом, птичьими лапами и звериными хвостами, которые более тысячи лет живут среди причудливых скал. Несколько миров переплетаются на стенах пещерных храмов: это и небесный мир духов, и буддийские сказания, и реальный мир людей древней Индии.

Наравне с картинами из жизни Будды и монахов, в росписях присутствуют картины эротического содержания. Это тесное сосуществование не удивительно, религиозные и эротические сюжеты присутствовали практически во всех индуистских и буддийских храмах. В Индии всегда признавались все проявления человеческой жизни и не накладывались табу, как в других местах мира.

Различные сцены, изображенные в росписях, чаще всего не связаны между собой. Удивительным является и то, что изображения незаметно переходят одно в другое. И такое хаотичное нагромождение сцен, еще больше подчеркивает многообразие событий, которые охватили мастера. Очень реалистично изображена жизнь во дворцах и селах, поэтому Аджанта является скорее историческим документом.

Различные каменные скульптуры и рельефы органично вплетаются в росписи. Необычно оформлен центральный вход в одну из пещер. Над ним запечатлены на черном фоне восемь фигур Будды, под которыми находятся изображения восьми влюбленных пар. С обеих сторон от входа стоят скульптуры двух Богинь священных рек Джамны и Ганга. Одна из них – на каменном крокодиле, а другая — на черепахе.

Для того, чтобы приподнять потолки мастера создавали удивительный орнамент в виде цветов, плодов, листьев в сочетание с миром животных и птиц. Самыми красивыми являются 1 и 2 пещеры, стенописи которых проникнуты духом мира и гармонии. Анджанта – наглядная энциклопедия древней жизни Индии.

Аджанта

Текущее состояние Аджанты

Исследование пещер продолжается до сих пор, так как многое еще остается загадкой. Комплекс открыт для всех желающих с 9:00-17:30, входной билет стоит 250 рупий (5$). На пути к Аджанте много торговых лавочек, в которых можно найти альбомы с фотографиями приличного качества.

Где находится Аджанта, что можно посмотреть рядом

Буддистский храмово-монастырский пещерный комплекс расположился в глубине Индии в штате Махараштра. Место находится на полукруглом повороте реки Вагхоры, которая берет истоки от водопада Сат-Кунд. Плоский холм с пещерами поднимается от реки на высоту 75 метров.

В 6,5 км расположилась деревня Фардапур (местное название Аджанта 3), в 11 км селение Аджанта, а в 100 км город Аурангабад (Aurangabad). В Аджанте есть отели, но если приехать утром, то вполне достаточно будет одного светового дня, чтобы осмотреть все пещеры. В Фардапуре (Fardapur) есть дома отдыха. Неподалеку от Аурангабада в Элоре (Elora) можно посмотреть джайнистские храмы, которые, как говорят, поражают своим великолепием.

Как добраться до Аджанты

Добраться до жемчужины Западной Индии непросто, для начала нужно попасть в город Аурангабад (от Гоа придется ехать до Бомбея на поездах с пересадками).

Отсюда в Аджанту можно попасть на автобусе или такси, к самим пещерам ходят маленькие зелененькие автобусы, которые останавливаются возле торговцев. Далее идет довольная крутая тропинка и длинная лесенка в гору. Турфирмы предлагают специальные экскурсии, в которые включено посещение храмового комплекса.

Заключение

Огромные впечатление производят сюжеты стенописей Аджанты. Люди разных слоев общества, присутствуют в сценах легендарного и исторического характера. Не смотря на то, что все живое слито воедино, основной смысл перенесен на людей. Полнота жизни, одушевляющая все формы, наполнение любви ко всему живому – это искусство периода буддизма.

Аджанта

Для тех, кто хочет посетить Аджанту можно дать совет: отправляйтесь туда не в разгар сезона, так как этот значительный памятник искусства посещают многие туристы. Пребывание в пещерах из-за наплыва народа строго регламентировано, пускают небольшое количество людей на 15 минут.

Конечно, в такой суматохе толком не удается ни посмотреть, ни сфотографировать. Кстати, пользоваться вспышкой здесь запрещено, но фотографии и так получаются хорошие. Главное, прихватить с собой фонарик.

Источник