Достопримечательности Германии — Фрауэнкирхе (Дрезден)
Церковь Богородицы под названием Фрауэнкирхе представляет собой евангелическо- лютеранскую церковь в городе Дрезден (Германия) и является одним из самых значительных соборов этого города.
Возведен данный храм по распоряжению короля Польши Августа Сильного и саксонского курфюрста в стиле барокко (1726-1743гг.).
Общая информация о Фрауэнкирхе
Данный собор признан одним из красивейших Дрездена и известен еще под названием церковь Девы Марии. При этом он является печальным отображением боли народа Германии. Этот храм был воздвигнут в 18-м веке по проекту главного городского архитектора Георга Бэрна и был разрушен полностью во время англо-американской бомбардировки города Дрездена, длившейся в течение двух дней (февраль 1945 год).
Многие десятилетия руны собора находились в центре города в неизменном состоянии, напоминая зажженными на них свечками о многих десятках мирных горожан, попавших в очаг военных действий.
Восстановления собора началось только после объединения Германии. При этом процессе использовались исторические чертежи храма. И уже в 1990 году Людвиг Гюттлер, объединившись с группой заинтересованных граждан, призывал к сбору средств на восстановление церкви.
Открытие Фрауэнкирхе состоялось в торжественной обстановке в 2005 году. На данной церемонии присутствовал президент Германии Хорст Келер, а также канцлер ФРГ Герхард Шредер и герцог Кентский. Также были приглашены послы Франции, США и Великобритании.
История Фрауэнкирхе
На месте расположения современной церкви Фрауэнкирхе находилась одноименная церковь, построенная еще в 15-16 века. Спустя два столетия (к 1722 году) данная церковь настолько обветшала, что для безопасности прихожан с нее были даже сняты колокола.
Уже новый храм, возведенный архитектором Георгом Бэрном, представлял собой монументальное сооружение высотой 95 метров, рассчитанное на три с половиной тысячи мест, увенчано огромным куполом. В данном соборе сочеталось, казалось бы, не сочетаемое. Так, сооружение при элегантной внешней простоте характеризовалось замечательным внутренним убранством.
Церковь Фрауэекирхе в то время была чудом строительства. В 1743 году это было самое большое здание, возведенное из песчаника и с самым крупным каменным куполом на север от Альп.
Как уже указывалось выше, по время Второй мировой войны храм был полностью разрушен. Частично смогли уцелеть только северо-западная башня и хоры. На протяжении 1945-1949 годов были сделаны первые попытки исследовать остатки собора на предмет его восстановления.
В тот момент было собрано и инвентаризировано приблизительно 600 кубических метров обломков. Однако, из-за недостатка финансов в послевоенные годы властями ГДР все-таки было принято решение не восстанавливать его и хранить для потомков как напоминание о произошедших событиях.
Уже в 1989 году, благодаря движения «Акция- Фрауэнкирхе», на следующий год начался сбор средств для проведения работ по восстановлению собора из руин.
Уже в начале 1993 года на месте разрушенного собора в Дрездене начались археологические работы, и уже первый камень был положен в фундамент в мае 1994 года. Однако основные строительные восстановительные работы начались только в 1996 году.
Знаменательным явилось расположение рядом с восстанавливаемой церковью деревянной колоколенки с колоколом Фрауэнкирхе, единственным уцелевшим и входившим в число четырех колоколов, установленных в 1732 году.
Во время реставрационных работ архитекторами аккуратно разбирались развалины церкви на фрагменты, камни и осколки. Все эти фрагменты сравнивали и помечали, определяя место расположения данного камня в старой церкви. На стеллажах, имеющих большую протяженность, рядом с развалинами храма размещалось более десяти тысяч пронумерованных камней и фрагментов.
Для сопоставления некоторых цифр стоимости работ, можно обратиться к историческим справкам. Так, около 300 лет назад строительство церкви обошлось Германии в 288,57 тысяч талеров и 10 грошей, а восстановление оценивалось в 130 млн. евро.
При этом городскими властями Дрездена выделено только десятая часть всей стоимости, остальные затраты – за счет добровольных пожертвований. Для сбора были придуманы некоторые маленькие хитрости. Например, предлагались для покупки часы, у которых в циферблат был вмонтирован маленький камешек старого собора.
Одним из основных спонсоров вышеуказанных работ был «Дрезднер банк» было продано около 40 тысяч спонсорских писем, выполненных в золоте, серебре и борнзе, стоимостью 1250, 750 и 250 евро соответственно.
Таким образом, только через 60 лет после разрушения церковь Фрауэекирхе была восстановлена из руин. К 800-летию Дрездена собор протестантов засиял после реконструкции, которая длилась на протяжении двенадцати лет. В 2005 году состоялось его торжественное открытие Фрауэнкирхе с присутствием президента Германии, канцлера ФРГ, а также других высокопоставленных лиц. Со смотровой площадки на высоте 70-ти м можно увидеть весь Дрезден как на ладони.
Колокола храма Фрауэнкирхе
У колоколов собора Фрауэнкирхе судьба сходна с самим храмом. В 16-м веке (1557 год) после Реформации сюда был привезены три главных колокола католического монастыря Альтцелла закрытого типа, среди которых были: два колокола, отлитые в 13-м и 15-м веках, а также «Мария», датированный 1518-м годом и сохранившийся и в наши дни. А в 1619 году королевской литейней в Дрездене был отлит последний, четвертый, и самый большой колокол, весом около 700 кг.
В связи с поломками в строительных конструкциях церкви колокола были сняты в 1722 году и перевешены в церковь на кладбище. В связи с тем, что в 1726 году постройка новой церкви была запланирована в больших размерах, поэтому и набор колоколов нужен был новый. В него были включены два бывших больших колокола: «Мария» и колокол, отлитый в 1619 году, а два малых колокола подлежали переплавке. Обновленные колокола были существенно крупнее: 1,5 тыс. кг и 2,75 тыс. кг.
В годы Первой мировой войны для военных нужд в числе многих колоколов Дрездена в переплавку пошли и два средних колокола Фрауэнкирхе, отлитые в 1619 и 1733 годах.
Уже третий набор колоколов храма датируется 1925 годом. В Апольде на заводе «Шиллинг и сыновья» были отлиты три колокола, весом 550 кг, 800 кг и 1400 кг. В этот набор вошел и самый большой колокол из предыдущего набора. «Мария» же была исключена из-за неподходящего под новый комплект тона. Данный колокол был передан в церковь Хубертсбурга.
С началом Второй мировой войны на переплавку с церкви были сняты все колокола, кроме самого крупного, весом 2,75 тыс. кг и датированного 1734 годом. Однако, его не удалось сохранить и он погиб в 1945 году вместе с храмом.
Единственным уцелевшим колоколом храма остался «Мария». После церкви Хубертсбурга он в качестве подарка в 1945 году был передан церкви в Вермсдорфе, а в 1966 году – попадает в Дитмансдорф. Во время начала восстановительных работ было принято решение о передаче родному собору.
Таким образом, после 72 лет колокол «Мария» вернулся в Фрауэнкирхе и был расположен в деревянной колоколенке рядом с восстановительными работами.
В 2000 году в результате проведенного конкурса на художественное оформление колоколов Фрауэнкирхе был выбран победитель Кристоф Фоерштайн. Молодым скульптором из Некарштайнаха было предложено оригинальное декорирование колоколов и достаточно выразительное их украшение.
Как добраться до Дрездена
Дрезден сегодня является одним из красивейших городов Германии. В этом городе расположено много сооружений, церквей и сооружений, выполненных в стиле барокко. Данный город служит экстраординарным художественным и культурным примером романтизма. Здесь жили такие известные немецкие поэты, как Шиллер, Гете, Новалис и Клейст.
Добраться до Дрездена достаточно легко, используя аэролинии. Также достаточно хорошо развита железнодорожная сеть. В случае, если турист решит отправиться в Дрезден из любого другого немецкого города, то это можно осуществить на поезде, стоимость билета на который составляет от 29 евро. Еще один и очень экономный способ путешествовать – автостопом.
Заключение
Турист, у которого появилась возможность побывать в Дрездене, обязательно должен посетить церковь Богородицы (Фрауэнкирхе). Именно в этот храме можно ощутить спокойствие и умиротворение, созданное многими мастерами на протяжении многих веков.
В богатое звучание колоколов говорит о той богатой истории как самого храма, так и всей Германии в целом.
Источник