Живопись Египта

живопись в древнем египте
19.01.2021

Фараоны и высшая знать чиновников готовилась к загробной жизни заранее. Помимо построения гробниц они большую роль уделяли их украшению и убранству. Особенно пользовалась популярностью роспись потолка и стен.

На рисунках представлялась земная жизнь человека и представления о его загробной жизни. Живопись в Египте соответствовала некоторым правилам, например при изображении одушевленных предметов. Окунемся в историю и попробуем понять, чем руководствовались древние египтяне в своих произведениях.

Изображение людей в Древнем Египте

Великое произведение искусства « Охота на птиц в зарослях папируса» очень точно передает нюансы изображения одушевленных тел в живописи уникальной цивилизации. Следует отметить, что представители флоры и фауны изображались в реалистичном виде. Кроме того, очень часто они находились в творческих композициях египтян в движении.

При большом желании можно не только определить вид животного, но и более мелкие детали окраски, шерсти и т.д. Кошка считалась священным животным у египтян. Поэтому ее изображали с особым старанием. Очень часто она возвышается над людьми.

Что же касается людей, то их изображали в искаженном виде. Очень часто голову и ноги располагали сбоку, а туловище и руки – спереди. Невозможно при любом желании принять такую позу. Египтяне совсем не пытались придать образу человека реалистичные черты.

В их живописной культуре сложилось глубокое убеждение, что на переднем плане должна быть лишь одна сторона тела человека. Как правило, ее выбирали по критерию лучшей узнаваемости.

Ноги людей всегда изображались в движении, что свидетельствовало о пути к истине и приближению с каждым днем к загробной жизни. Глаза всегда увеличены, иногда их специально подчеркивали. Очень часто такой творческий штрих связан с легендой о боге Ра.

Именно в его образе глаза играли одну из главных ролей. С ними связано много легенд и мифов. В гробницах фараонов око изображали с помощью прозрачного полудрагоценного камня кварцита. Вместо зрачка выкладывалась прозрачная капля хрусталя, поэтому глаза в живописи обладали гипнотическими свойствами.

Большое внимание уделялось росту человека. Как правило, мужчина изображался выше всех на рисунках. Считалось, что именно он основной добытчик и кормилец в семье, поэтому ему должны все приклоняться. Очень редко можно увидеть на произведениях женщину, которая доставала до плеча мужчины. Дети изображались как маленькие взрослые. Если ребенок совсем маленький, то его изображали полностью голым.

живопись в древнем египте

В каноне было четко оговорена возможность изображения высокопоставленных персон. Они изображались по определенным правилам, которые нельзя было нарушать. В Древнем Египте сформировалась определенная закономерность: чем ниже человек по социальной лестнице, тем больше возможностей в его изображении.

Именно поэтому детей и животных можно встретить в египетских творениях живописи в различных ракурсах. Они могут летать и бегать, прыгать и нырять.

Очень часто можно встретить произведения, на которых изображены представители высшего слоя общества и их слуги. Аристократы, как правило, были не подвижны и высоко стояли над своими рабами. Слуги же в свою очередь занимались черной работой и ремеслом.

Мужчины и лошади изображались чаще всего коричневыми красками. Египетские женщины – желтыми. Следует отметить, что туземцев древние египтяне изображали в пестрых костюмах. В то же время как свой народ – только в белых льняных одеяниях.

Особенности египетского рисунка

Основная особенность египетской живописи отсутствие большой разницы между ближними и дальними объектами. Отсюда большие искажения в образе человека. Следует отметить, что большинство рисунков предназначалось для загробного мира человека.

Поэтому их не рассматривали с точки зрения эстетической привлекательности. На них изображались предметы, которые потребуются умершему в потустороннем мире. Египетские живописцы старались не пропустить ни единую деталь.

Очень часто в гробницах фараонов изображались дворцы с прудами, деревьями и т.д. Основная цель рисунков в гробницах — прославление умершего и обеспечение ему всех загробных благ. Однако на рисунках был представлен не сам египтянин, а его двойник – Ка. Считалось, что у каждого человека есть душа и двойник. Душа после смерти поднимается вверх подобно птицы, о чем соответствовали древние рисунки.

Двойник остается жить жизнью своего хозяина. Его изображали в образе цветущего юноши. Все изображения подписывались именем Рен, которое также олицетворяло сущность египтянина. Работа перед такой надписи считалась незавершенной.

В гробницах очень часто можно встретить изображение божественного цветка – лотоса. По легенде именно он дал жизнь знаменитому богу солнца Ра. Считалось, что лотос возник из стихии Нуна. Когда он начал распускаться, то в нем можно было разглядеть младенца – Ра.

живопись в древнем египте

Считалось, что лотос – цветок жизни, вечности и воскрешения. Чаще всего он изображался в 3 цветах: розовый, голубой и белый. Розовый цветок символизировал таинственность и веру в магическое перевоплощение. Древние Египтяне были уверены, что можно воскреснуть подобно богу солнца.

Перспективы в египетской живописи

Египетские художники были слишком далеки от понимания перспективы. Особенно данный факт четко прослеживается в изображениях пейзажей и природы.

Следует отметить, что нельзя древние египтяне никогда не изображали природную красоту без одушевленных существ на переднем плане. Поэтому пейзажи носят незаконченный характер, они в большинстве случаев похожи на картографический план местности. Их изображение никогда не было отдельным направлением живописи в Древнем Египте.

Об отражении атмосферных явлений не могло идти и речи. Цветовая гамма наносилась одним тоном, без возможной игры цветов. Не было четкого разграничения между светом и тенью. В основном все краски добывались из натуральных природных минералов. Источником белого цвета служил всем известный известняк, именно с его помощью рисовалась одежда египтян.

Сажа или уголь применялась в качестве черной краски. Из медной и железной руды добывались красные, зеленые, желтые и синие краски. Все краски перед использованием смешивались с вязкой жидкостью и разделялись на небольшие куски. В дальнейшем их смачивали в воде и творили над своими величественными произведениями истории.

Факторы, влияющие на развитие живописи в Древнем Египте

Древний Египет – рабовладельческая страна, которой управляют фараоны и их приближенные. Данный политический строй наложил глубокие отпечатки на культуру народа. Жесткая иерархия и насильственное подавление любого народного протеста не могли остаться незамеченными. На рисунках отчетливо возвышается культ личности правящей верхушки, а простой люд — рабы расположены где-то на уровне их ног.

Нередко фараоны, считающие себя сынами богов, изображались как сверхлюди. Очень часто их можно увидеть в живописных произведениях наравне с богами. Сокол – священная птица Египта, изображалась поверх головы царя. Таким образом, она сохраняла и поддерживала его неприкосновенную власть.

Большое значение в развитии живописи играла религия. Древние египтяне свято верили в существование богов – сверх существ, наделенных магическим даром. В их образах переплеталась человеческая и животная сущность. Очень часто они были изображены в образе людей, но с головами животных. Такие представления сохранились со времен, когда основным занятием являлась охота.

Следует отметить, что в своих творческих произведениях подчеркивалось величие и торжественность богов. Они не воспринимались как страшные магические силы, пытающиеся навредить египтянам.

живопись в древнем египте

Боги – помощники и покровители во всех начинаниях. Именно с ними связывали любые явления в жизни древних египтян.

В формировании живописи Древнего Египта большую роль сыграла религия и мифология. Вера в загробное существование превознесла художников на высокий пьедестал. Именно в этой стране считалось, что художник «творит жизнь».

Со временем живопись Египта претерпела незначительные изменения. Помимо изображений в гробницах и усыпальницах, рисунки появились на предметах повседневного обихода, в частности бытовой утвари.

Шедевры, дошедшие до наших времен, поражают взор неповторимой техникой изображения и позволяют окунуться в историю древней цивилизации.

Источник