Достопримечательности Египта — Бюст Нефертити

Нефертити
02.03.2019

Бюст Нефертити является одним из самых знаменитых произведений искусства Древнего Египта и амарнского стиля.

Имеет вид стилизованного портрета супруги фараона Эхнатона, прославившегося своими реформами и правившего в период 1351-1334 года до нашей эры. Сегодня данная скульптура выставлена в Берлине, в Новом музее.

Общая информация о бюсте Нефертити

Данный бюст полностью выполнен из известняка и целиком окрашен. Сегодня уникальность этого произведения искусства подчеркивает замечательная сохранность ярких цветов, создающих неповторимый контраст между драгоценностями короны и коричневатым цветом лица Нефертити. Подчеркивают красоту царицы правильные полные губы и изящная шея. Изображение было найдено поврежденным, т.е. левый глаз царицы не инкрустирован и одно ухо ее слегка надломлено.

Религиозные реформы Эхнатона с участием Нефертити

Нефертити стала женой Аменхотепа IV в четырнадцать лет. Тогда царь был влюблен в нее до безумия. Сам он не отличался особой красотой, но имел изумительные глаза с глубоким взглядом. Именно рядом с ним Нефрет могла чувствовать себя в безопасности, так как он был олицетворением постоянства и спокойствия.

Однако внешний вид Аменхотепа был обманчивый, и, как оказалось позже, много лет вынашивал план, с реализацией которого получал полную власть над Египтом. Он решился переступить через многовековые законы предков и свергнуть власть жрецов, оставив полновластие за собой.

И вот, в тот знаменный день был зачитан папирус с «Великим повелением», согласно которого Аминхотеп объявил себя сыном Солнца и получал безраздельную власть. С этого момента остальные боги просто не существовали. Далее Аменхотеп IV отрекся от своих предков (род Тутмессидов) и взял новое имя (Эхнатон).

С этих пор все прежние храмы претерпели разрушения от воинов фараона, вплоть до самых отдаленных уголков страны. Нефрет также получила новое имя – Нефр-Нефру-Атон.

Именно в это время люди стали обращаться с молитвами, как к богине, к Нефертите. Они молили о снисхождении, покровительстве и милости. Царице в каменном виде приносились жертвы и дары.

История бюста Нефертити

Нефр-Нефру-Атон, известная под именем Нефертити, была главной супругой древнеегипетского фараона 18-й династии Эхнатона, знаменитого крупномасштабной реформой в религии.

Некоторые источники свидетельствуют, что будущая царица была двоюродной сестрой Эхнатона, дочерью вельможи Эйе, который являлся сподвижником фараона.

Нефертити

За время своего супружества царица родила шесть дочерей. Отсутствие сына сказывалось на взаимоотношениях между супругами. Однако существуют художественные подтверждения из беззаветной любви. Так, основными сюжетами для художников Ахетатона являлась демонстрация чувств царственных супругов.

На одном из рельефов, обнаруженном там ни один раз был запечатлен поцелуй Эхнатона и Нефертити. Также обязательным элементом данных произведений искусства является солнечный диск с многочисленными руками, которые протягивают символы вечной жизни царственной чете (Атон).

Сопровождая фараона во время религиозных празднеств и жертвоприношений, Нефертити являлась живым воплощением силы солнца, которая способна даровать жизнь. На шестом году своего правления в столице Эхнатоном стены зала, предназначенного для празднования церемонии Сед, были украшены крупными скульптурами с изображениями Нефертити.

Именно в отождествлении с богиней Тефнут, которая являлась дочерью Солнца и стояла на страже поддержания гармонии в мире и божественных законов, Нефертити можно увидеть даже в форме сфинкса. Связь с богинями, дочерьми Солнца, также подчеркивал головной убор царицы, который представлял собой высокий синий парик с золотыми лентами.

Во время своего рассвета она являлась царицей Верхнего и Нижнего Египта. Она считалась верховной жрицей Египта, основной задачей которой было умилостивить и умиротворить божество своим красивым голосом и звуком священного музыкального инструмента (систра).

Однако не все так было безоблачно в супружеских отношениях. Во время двенадцатого года правления Эхнатона умирает их средняя дочь (принцесса Макетатон), а в скором времени исчезает с исторической сцены и сама Нефертити. Ее место занимает следующая царица из гарема Эхнатона (Кийа), а немного позже – старшая дочь Нефертити (Меритатон). И уже к четырнадцатому году правления фараона все упоминания о царице исчезают совсем.

И все-таки в скульптурной мастерской Тутмоса обнаружена статуя Нефертити преклонных лет. Можем увидеть такое же прекрасное лицо, на которое время успело наложить свой след, отображающий усталость и надломленность. Место погребения Нефертити не обнаружено. Существует предположение, что ее возможное место захоронения находится в гробнице вместе со своим супругом.

Уникальный скульптурный портрет Нефертити был обнаружен в 1912 году археологом Людвигом Борхардтом из Германии в мастерской скульптура Тутмоса. Именно с этих пор царица стала символом изысканности и красоты древнеегипетской культуры.

В связи с тем, что раскопки производились на территории Египта, то по правилам тех времен все находки должны были поровну поделены между страной-хозяйкой и участниками экспедиции. Так как раскопки Борхардта были достаточно удачными и их результаты были представлены экспонатами целой художественной мастерской, то против отплытия «царицы» в Европу никто не возражал. Вывезенный тогда бюст в Германию хранится в Египетском музее, в Берлине, и по сей день.

Нефертити

Несколько позже (в 1933 году) министерство культуры Египта затребовало возвращение бюста назад. Однако, немцы отказались и тогда немецким египтологам запрещено производить археологические раскопки. Далее из-за Первой и Второй мировых войн археолог не смог продолжить свои исследования в полной мере. Египет продолжает официально требовать у Германии возврата вывезенного бюста Нефертити.

Культурное и религиозное значение бюста Нефертити

Как уже указывалось выше, бюст был обнаружен в 1912 году германским археологом Борхардтом. В этой же мастерской Тутмоса помимо бюста Нефертити были обнаружены: бюст самого Эхнатона, а также портреты и других членов его семьи. Все находки были распределены между тремя музеями в: Каире, Нью-Йорке и Берлине.

Берлинскому Египетскому музею достались также изображения младшей жены Эхнатона Кии, отца фараона (Аменхотепа III), статуэтка Нефертити из известняка и два ее портрета из гранита и гипса. Несмотря на хорошее состояние портретов царицы, все-таки особое внимание приковывает к себе ее разноцветный бюст. Именно он стал визитной карточкой искусства Амарны и главной достопримечательностью музея в Берлине.

При обнаружении бюста археологи смогли увидеть поразительно правильный овал лица царицы, чувственные губы и миндалевидные глаза, которые слегка прикрыты веками. К короне в виде синего головного убора, перехваченного широкой золотистой лентой, прикреплена золотая диадема с изображением священной кобры (уреем). Именно этот символ показывал принадлежность его владельца к царскому роду.

По всей видимости, данный бюст был создан при жизни супругов. Об этом говорит инкрустация только одного глаза, левый зрачок бал оставлен пустым, так как «разверзание глаз» должно было оживить душу умершего человека. Царица выглядит здесь умудренной зрелой женщиной. В каждом ухе у царицы были две серьги.

Текущее состояние бюста Нефертити

Продолжается конфликт между египетским правительством и руководством Египетского музея в Берлине по решению вопроса права собственности на бюст. В 2012 году после крупных открытий на плато Гиза в музее с одноименным названием планируется проведение выставки египетских скульптур и портретов со всего мира. И бюст Нефертити на этой выставке должен стать главной достопримечательностью.

Свой отказ возвратить скульптуру в Египет немцы объясняют своими опасениями о возможных повреждениях во время транспортировки. Исследования известняка бюста показало наличие нескольких полостей на изображении, которые могут способствовать разрушению в пути.

Нефертити

Заключение

При посещении Египетского музея в Германии туристы смогут увидеть его основную достопримечательность – бюст Нефертити.

Данная скульптура является не только произведением искусства, хорошо сохранившимся до наших дней, но и достоверно показывает женственность и величие этой женщины. Ведь царица, помимо любящей жены, был преданным соратником своего супруга Эхнатона, поддерживающая во всех его начинаниях и реформах.

Источник